Все остановки будут с подогревом и кондиционерами. Но есть нюансы
На днях отэфирился на «Москве ФМ» на тему нового ГОСТа на остановки. Изначально всех возбудил «Ъ», хайпанув по мотивам проекта ГОСТа, что теперь все автобусные остановки рекомендуется оснащать обогревом и кондиционерами. На самом деле всё не совсем так.
ГОСТ на остановки действительно разрабатывается, на обсуждении сейчас очередная версия документа. Разработчиком ГОСТа выступает РосдорНИИ, свои замечания прислал Минтранс, Росавтодор, ГИБДД, ЦОДД Москвы, ГК «Автодор» и другие. Так что документ должен учесть мнение всех заинтересованных ведомств.
До сих пор единого документа, который регулировал бы эту область не было. Всё было разбросано по разным нормам, стандартам, правилам и рекомендациям. При этом они часто дублировали друг друга, порой противоречили друг другу, а какие-то вещи и вовсе не были нигде прописаны.
Что предлагает будущий ГОСТ. Во-первых, делит все остановки на категории в зависимости от пассажиропотока. Определяет минимальное количество сидячих мест (длину скамеек), наличие и расположение урн, минимальные размеры самих павильонов. Разумеется, присутствует деление на расположенные в пределах и за пределами населённых пунктов.
В стандарте регулируется расстояние, которое должно быть между остановками с учётом класса дороги за пределами населённых пунктов и плотности населения внутри них. Например, на дорогах класса IА остановки можно размещать каждые 5 километров, а в центрах городов — не реже, чем каждые 200 метров.
Помимо этого в ГОСТе перечислены все варианты размещения остановочных павильонов относительно проезжей части: перед или за перекрёстком, на перегоне, на заездных карманах, боковых проездах или, наоборот, на нелюбимых водителями антикарманах.
Формы остановок в плане также стандартизированы. Наконец-то убрано обязательное дурацкое правило всегда оставлять обращённую навстречу движению сторону остановки открытой! Теперь стенки открытых остановок могут иметь форму I, L, C. Также возможны и полностью закрытые остановочные павильоны.
В стандарте впервые предусмотрена возможность ставить остановки задом-наперёд, стеной к проезжей части! Я такие видел на узких улицах в Лондоне. В ГОСТе указывается, что это возможно в стеснённых условиях, а также для защиты пассажиров от ветра или солнца, если они преобладают со стороны проезжей части.
Что же касается кондиционеров и подогрева, то такие рекомендации действительно в ГОСТе есть, но… Кондиционеры рекомендуется ставить в климатическом регионе IV (это Астраханская область, Калмыкия, Ростовская область и Ставропольский край), а обогрев — наоборот, в зонах арктического и субарктического климата.
Будущий ГОСТ носит рекомендательный характер, но организации и госорганы при закупках могут (и, скорее всего, будут) ссылаться на этот ГОСТ как на обязательное требование к условиям поставки.